Дата публикации: 20.11.2013

SAFERВ 2002 году у французских виноделов появилась новая головная боль — Общество по управлению землей и по сельским предприятиям (Societe d’Amenagement Foncier et d’Etablissement Rural), сокращенно SAFER. Bo время визита в Бургундию, посвященного сбору материала для этой книги, я столкнулся с тем, что многие виноделы выражали свое неприятие SAFER в самых сильных выражениях. Один знаменитый винодел из Кот-д’Ор, недавно купивший участок в Маконне, заявил: «Если мне придет в голову расширяться и дальше, я куплю землю за границей». Другой говорил, что новая система не дает свободы лучшим производителям, буквально связывает их по рукам и ногам, а заодно и не дает возможности повышать качество. Знаменитый бургундский негоциант Робер Друэн подал в отставку с поста председателя BIVB в знак протеста против учреждения SAFER.

Так что же такое SAFER? Это агентство, подведомственное министерству сельского хозяйства, в задачу которого входит предотвращение оттока населения из сельской местности и укрупнения сельскохозяйственных предприятий. «Государство, — говорит Жан-Люк Дарьян из ONIVINS, — обычно предпочитает 10 участков по 1 га одному участку в 10 га. Таков подход всех французских правительств, какая бы партия их ни формировала, в течение последних 40 лет». Разумеется, это запрет на свободный рынок. «Если вы даете свободному рынку полную свободу решать, что и как, — говорит Дарьян, — вы получаете всегда один и тот же результат: все начинают решать только деньги».

SAFER надзирает за сделками в сфере сельскохозяйственных земель. Если участок выставляют на продажу, оно проводит расследование намерений потенциального покупателя. Если агентство посчитает, что сделка противоречит национальным интересам Франции, оно имеет право первоочередной покупки по текущей рыночной цене (гораздо ниже той, о которой договорились продавец и исходный покупатель), а затем продает его, целиком или по частям, другим покупателям, которые агентство устраивают.

Допустим, некая строительная компания решает купить в Провансе холм, засаженный 110-летними оливами, выкорчевать их и построить на их месте пятизвездочный отель.

В этом случае агентство SAFER вмешается (к вероятной ярости как покупателя, так и продавца) и потребует продать оливковую рощу ему самому по рыночной цене оливковой рощи (а не по цене земли, отходящей под строительство). Затем агентство продаст эту рощу, поделив ее, например, на три участка, трем молодым небогатым людям, мечтающим «купить доспехи» и с пикой наперевес заняться выращиванием олив и изготовлением первоклассного органического оливкового масла. Если продавец не желает, чтобы в его сделку вмешивались столь бесцеремонно, у него остается единственная возможность — не продавать участок.

У новой системы есть достоинства, однако применение принципов SAFER в реальной винодельческой действительности наталкивается на три серьезные проблемы. Во-первых, участки и без того уже довольно малы, и дальнейшее их разделение не ведет ни к какой практической выгоде. Во-вторых, многие уверены, что SAFER по определению считает врагом любого крупного, богатого покупателя. Третья, и наиболее серьезная, проблема состоит в том, что агентства не интересуются винодельческими способностями людей, которым они продают участки. «Общая цель понятна, и ее можно только приветствовать, — говорит Робер Друэн, — но я резко отрицательно отношусь к критериям, по которым агентства выбирают потенциальных кандидатов в покупатели. Используются только социальные критерии: кандидат должен иметь лишь небольшой бизнес, обязательно должен быть молодым, иметь минимальные доходы и тому подобное. Критерии, относящиеся к качеству продукции кандидата, вообще не принимаются во внимание». Необдуманное применение такой политики может привести к тому, что потенциал участка может быть безнадежно загублен, что нанесет ущерб культурному наследию Франции.

©2009-2015 WineCask.ru профильный портал о вине и алкогольной промышленности.

Введите данные:

Forgot your details?