Килт Маклина и культ сингл-молтов



Фото: Niels Busch

Чарльз Маклин — виски-гуру, одно из двух-трех лиц, с которым ассоциируется независимая экспертиза скотча. Секреты индустрии single malts и творческого ремесла — в эксклюзивном интервью для WineCask.

О писательстве

К виски я пришел через писательство. Просто понял, что писать про виски мне интереснее, чем сочинять что-то абстрактное. Мне не кажется, что это коммерческая литература. Для меня это и профессия, и хобби.

Наверное, было бы неплохо вернуться и к фикшн-литературе, но это уже вряд ли возможно. Я бы не хотел оказаться в числе сотен людей, которые пишут ерунду и считают себя при этом писателями.

Без индустрии я бы не состоялся как специалист, ведь именно из ее недр я получаю необходимую мне информацию. Но вы даже не представляете, насколько закрытыми были производители виски еще 25 лет назад, собирать материалы для книг было очень сложно.

Проекта Single Malt TV, для которого я снимал ролики, больше не существует. Индустрия это начинание не поддержала, и мои друзья, создавшие этот проект, потеряли большие деньги. Рекламные бюджеты расписаны на много лет вперед, и их не захотели переориентировать на видео, транслирующееся через YouTube.

Об индустрии солодовых виски

Когда-то давно, в 1960-х годах, шотландский виски был трендовым напитком в Англии. Но когда появились водка и белый ром, виски отошел на задний план, став напитком старшего поколения. Зато он неплохо развивался в Италии, во Франции, Германии, в Штатах. В Англии же интерес падал до тех пор, пока производители виски (особенно single malt-ов) не сделали рывок из традиционного бизнеса, не обновили производство и рецептуру.

Рекламные бюджеты в 70-х были минимальные. Single malts имели 2% от общего рынка виски, а остальное принадлежало купажированному виски. Но в 70-х производители солодовых начали поддерживать интерес потребителей к виски. Продукция большинства вискикурен в чистом виде была недоступна потребителям. Была всего пара-тройка брендов, которые к тому же было очень трудно найти и купить. С тех пор этот сегмент рынка вырос до 8%.

В 1964 году Уильям Грант решил, что пора прод-вигать односолодовый виски самостоятельно, и вложил в его рекламу на протяжении конца 60-х – начала 70-х какое-то количество денег. Grants была единственной компанией, решившейся на такой шаг.



Спустя десять лет, в конце 70-х, Macallan и Glenmorangie начали продвигать свой солодовый виски по причине перепроизводства. Затем и маленькие вискикурни перестали бояться, что они произведут слишком много виски – большее количество, чем нужно для их главных клиентов, производящих купажированный виски, – и потому он не будет реализован. Как только они перестали бояться, односолодовый виски стал набирать популярность.

В 80-е на всевозможных конференциях предсказывали, что в течение следующих лет производство виски будет увеличиваться на 8-10% каждый год, но на самом деле рост был в два раза больше. Постепенно большинство вискикурен уже стали продавать свой виски как солодовый. Прорыв случился в 1988-м, когда United Distillers выпустили на рынок шесть видов региональных молтов в одном наборе.

Популярность single malt как категории дала сильный толчок и для развития купажированного виски, которое по-прежнему правит балом на большинстве рынков. Скажем, во Франции, которая на сегодня является крупнейшим рынком для виски в Европе, смешанный виски практически вытеснил коньяк, а арманьяк и кальвадос вообще не стоит рассматривать как серьезные рыночные категории.

Книги Чарльза Маклина о виски



The Pocket Guide to Scotch Whisky, Mitchell Beazley, 1997.

Malt Whisky, Mitchell Beazley, 1997.

Scotch Whisky: A Liquid History, Cassell, 2003.

Maclean’s Miscellany of Whisky, Little Books, 2004.

Whisky Tales, Little Books, 2006.

The Scottish Toast Master, Appletree Press Ltd, 2007.

Eyewitness Companions: Whiskey, Dorling Kindersley, 2008.

Maclean’s Whiskypedia, Birlinn, 2009.

World Whisky, Dorling Kindersley, 2009.

«Солодовый виски», ИД Жигульского, 2003.

О маркетинге солодовых

Главное, что теряет человек, покупающий популярный супермаркетный виски, — это уникальность и возможность продемонстрировать стремление угостить своих друзей чем-то необычным. В выборе виски есть сильный эстетический и культурологический момент.

Проще всего подойти к полке и купить Сhivas или Johnny Walker, но ты также вполне можешь залезть на полку повыше и найти что-то действительно интересное.

Виски, который раньше считался повседневным напитком, пробирается в премиум-сегмент

У малоизвестных брендов виски всегда есть нераскрытый потенциал, в то время как известные то и дело начинают себя исчерпывать. Вот, к примеру, Compass Box – это виски, у которого есть свой потребитель, – маленькая компания, которой есть, что сказать вам, которая отвечает за качество каждой бутылки. Это не просто имидж: они не кричат о себе – они подзывают к себе качеством, гарантированным производителем.

Предпочитающие солодовый виски в принципе не любят, чтобы их направляли, поэтому спрос исходит от потребителя, и маркетинг здесь зависит от потребителя, а не наоборот.

О виски на новых рынках

Среди купажированных виски появляется все больше blended malt. Это смешанный виски, который лишен зерновой составляющей. Этот тренд в основном развивается благодаря стремительному росту продаж в странах БРИК.

Бразилия, Россия, Индия, Китай — это четыре больших рынка, от которых можно ожидать какие угодно запросы. Оценивая, как продается купажированный виски, производители готовятся к тому, чтобы войти на эти рынки именно с blended malt.

Виски, который раньше считался повседневным напитком, все активнее пробирается в премиум-сегмент: посмотрите на Johnny Walker, который постоянно наращивает топовую часть своей линейки.

У потребителей на новых рынках весьма серьезное отношение к виски. Эти страны очень требовательны не только к самому виски, но и к его внешнему виду. Премиумизация виски начинается с роскошных подарочных упаковок, но не отражает суть самого продукта. Поэтому производителям, финансово не способным к масштабным маркетинговым кампаниям, приходится вкладываться собственно в виски.

О технологии

Я не вижу особенной угрозы в том, что большие коммерческие группы, владеющие вискикурнями в разных частях Шотландии, объединяют производство односолодовых и купажированных виски, замыкая весь процесс на себе. В итоге купажисты вискикурен, принадлежащих крупным группам, все равно меняются бочками, у них прочные налаженные отношения, но не финансовые, а бартерные.

Запасы крупных холдингов огромны. Если что-то, не дай бог, вдруг случится на рынке, если в один ужасный момент виски перестанет существовать как категория, то, например, Diageo или Pernod Ricard смогут протянуть на своих запасах несколько лет. По крайней мере обеспечить китайский рынок в ближайшие годы они точно смогут.

Я не имею ничего против экспериментов в области выдержки или купажирования. Единственная загвоздка состоит в том, что само определение скотча накладывает некоторые ограничения, поэтому особого простора для фантазий нет.

Шотландское законодательство закрутило гайки настолько, что теперь ни имидж, ни структуру индустрии шотландского виски изменить практически невозможно. За скотчем закрепилась определенная репутация.

Недавно я посетил одну скандинавскую дистиллерию. Чего они там только не делали! Даже выдерживали в бочках из сливового дерева. Или вот канадский виски, к примеру, – весьма сложносочиненный продукт.

Бочки, которые способны отдавать спирту танины и прочее, — это главным образом бочки из-под коньяка или бренди. Они смягчают продукт, но, тем не менее, стачивают углы и ослабляют интригу, притупляют в нем породистость, а ведь за это многие и любят виски. Такие бочки, безусловно, дают яркий вкус и аромат, но в виски из них есть что-то инородное.

10 фактов о Чарльзе Маклине

• Чарльз, старший сын сэра Фитцроя Маклина из Страхура (Аргилл), родился в 1951 году.

• Окончил Итон и Оксфорд.

• В художественной литературе дебютировал книгой «Остров на краю мира» (1972), удостоенной премии Шотландского художественного совета.

• Писать о скотче начал в 1980-х, застав самое начало современной индустрии солодового виски.

• Один из основателей и редакторов Whisky Magazine.

• Консультирует аукционный дом Bonhams.

• Принимает активное участие в программах Исследовательского института шотландского виски (The Scotch Whisky Research Institute).

• Председатель дегустационной комиссии при Scotch Malt Whisky Society.

• Член жюри конкурса International Wines and Spirits Competition, номинации по крепкому алкоголю.

• Член общества «Хранителей чаши» (Keeper of the Quaich) с 1992 года.

О подаче

Оценить по достоинству виски вы можете, только если вдыхаете аромат. Поэтому нужен бокал, который мог бы сначала освободить его, а потом его края должны сужаться так, чтобы сконцентрировать и задержать его наилучшим образом.

Бармены ошибаются, подавая виски в тумблере, – такое случается даже в Шотландии. Это нормально, если вы добавляете содовую, колу или что-то еще, но если вы хотите оценить виски – это безнадежно.

Тумблер был изобретен в 1840-х годах для бренди и соды или коньяка и соды. Когда в 1860-х годах появился смешанный виски, который тоже с содой стали пить, они просто заняли этот бокал. А до этого, в XVIII веке, виски пили из винных бокалов, а еще раньше — из квейка, гэльской чаши, типичной для Шотландского Высокогорья, а до того, наверное, из раковин (смеется).

Бармены ошибаются, подавая виски в тумблере, – такое случается даже в Шотландии

О независимости

Если говорить о независимости Шотландии в романтическом ключе, то, конечно, я бы хотел, чтобы Шотландия оставалась страной виски, чтобы весь производимый виски принадлежал шотландцам. Но на самом деле все гораздо сложнее. Реальность заключается в том, что мировой успех шотландского виски связан как раз с интернациональными компаниями.

Я стараюсь быть независимым консультантом. Меньше всего в жизни я хотел бы услышать даже предположение о том, что какой-то из брендов платит мне деньги. Сегодня я иду в ногу с индустрией, но в тоже время старательно абстрагируюсь от каких-то отношений с тем или иным брендом.

Книги Чарльза Маклина о Шотландии

The Fringe of Gold: The Fishing Villages of Scotland’s East Coast, Orkney & Shetland, Canongate, 1985.

The Clan Almanac, Verulam Publishing,1990.

Scottish Country, Thames & Hudson, 1992.

A Little Book of Scottish Castles, Appletree Press, 1995.

A Little Book of Clans and Tartans, Pelican Publishing Company, 1997.

©2009-2015 WineCask.ru профильный портал о вине и алкогольной промышленности.

Log in with your credentials

Forgot your details?